Противопоказания
Логопедический массаж можно выполнять только при хорошем общем состоянии ребенка. Он противопоказан при:
- вирусных заболеваниях, которые сопровождаются повышенной температурой, кашлем, насморком;
- стоматитах, гингивитах, ангине и других заболеваниях полости рта;
- кожных заболеваниях — герпесе, ветряной оспе, аллергической сыпи;
- любых заболеваниях и состояниях, при которых самочувствие малыша нарушено — прорезывание зубов или выпадение молочных зубов, усталость;
- эписиндроме;
- грубых психических отклонениях.
При этих состояниях с массажем лучше подождать или отказаться от них окончательно. Если ребенок болеет простудными заболеваниями, у него на слизистой воспалительный процесс, необходимо обратиться к врачу, чтобы вам назначили лечение. К коррекции речи можно приступить после нормализации состояния.
Методика проведения логомассажа
Процедура направлена на проработку мышц, расположенных внутри рта, включая губы, язык, щеки и даже глотку. Речевые нарушения могут быть связаны с недоразвитыми или, наоборот, слишком тонизированными мышцами, нескоординированными движениями языка.
Удивительно, но навыки, необходимые для постановки правильной речи, пригодятся и для того, чтобы безопасно есть и пить.
При логомассаже могут использоваться как пассивные движения, когда специалист сам давит на нужные мышцы и связки, так и активные: ребенок сам выполняет нужные движения. Но в большинстве случаев врач и его маленький клиент работают в связке.
1. Проработка губ.
Ребенок должен поочередно и протяжно говорить буквы «о», «у», «э», «и». Массажист при этом может помогать складывать губы в соответствующую форму.
Воздействовать лучше указательным и большим пальцем. Также можно аккуратно помочь малышу расслабить щеки. Родителям без опыта, которые планируют проводить логомассаж дома, рекомендуется вначале самостоятельно проговорить звуки и понять, в какой части щек появляется сильное напряжение. Именно эту область нужно аккуратно массировать ребенку.
Между «пропеванием» звуков малыш может надувать щеки, губы. Это также поможет расслабиться и подготовиться к новым упражнениям.
2. Массаж языка.
Слишком слабая или напряженная мышца мешает артикуляции. Для массирования могут использоваться специальные инструменты: молоточки, скребки, ролики. Но в домашних условиях лучше обойтись без дополнительных аксессуаров. Для проработки языка нужно проговаривать с ребенком так называемые «переднеязычные» звуки «тттт», «дддд».
При этом малыш должен стараться не касаться языком внутренней поверхности губ. Кончик должен упираться в зубы.
3. Укрепление щечных мышц.
Чтобы малыш правильно произносил шипящие и свистящие звуки, необходимо устранить напряженность в щеках. Для этого разминают ребенку лицо по челюстной кости. Можно аккуратно надавливать четырьмя пальцами на кожу, двигаясь от носогубной складки к ушным раковинам.
Активный массаж всё же стоит оставить сертифицированному специалисту, который точно знает на какие точки давить.
Массирование может утомить малыша, поэтому дома лучше проводить процедуры в форме игры.
Например, можно предложить ребенку надувать мыльные пузыри. Дети обожают такое развлечение! Но выдувание пузырей учит контролировать дыхание. Также малышу придется постоянно скручивать губы в трубочку, что также является одним из элементов логомассажа.
Если звуковые эффекты не пугают, приобретите гармонику. Игра на музыкальном инструменте «учит» ребенка контролировать дыхание, сжимать и разжимать губы. Если есть проблемы со слабым дыханием, то гармоника поможет решить проблему, еще и увеличит силу губ.
Сладкоежкам понравится упражнение «оближись». Нужно втереть немного варенья или сгущенки в уголки губ и попросить малыша тщательно вылизаться. Кончик языка при этом должен «ходить» из стороны в сторону.
Перечисленные выше упражнения достаточно легкие, но лучше проводить их в игровой форме. Детям быстро наскучивают однообразные движения, поэтому лучше одновременно с логомассажем петь песенки, кривляться и делать прикольные фотографии. Игровые упражнения можно повторять от трех до шести раз каждый день.
Но помните, что каждый ребенок уникален, учится в своем собственном темпе, поэтому прогресс может появиться как через несколько дней, так и через несколько месяцев.
Скороговорки и чистоговорки
Скороговорки — простой и действенный способ улучшить речь в домашних условиях. Этот метод подходит для детей с четырех-пяти лет. Главное, подобрать подходящие скороговорки для тренировки определенных звуков. Для этого придется посетить логопеда. Достоинство скороговорок в том, что они не только разрабатывают артикуляционный аппарат и тренируют сложновыговариваемые звуки, но и обогащают словарный запас.
Чистоговорки — это те же скороговорки, только главная задача ребенка говорить не быстро, а правильно и четко. Чистоговорки содержат в себе рифму, которая помогает тренировать и закрепить правильное произношение определенного звука — в чистоговорке он повторяется несколько раз. Рифма лучше запоминается и усваивается детьми.
Также для формирования красивой речи полезны вокальные занятия. Пение эффективно снимает внутреннее напряжение, формирует правильное дыхание. С помощью пения можно устранить даже заикание.
Когда ребенку нужен логопедический массаж?
Чаще всего этот логопедический массаж используется при коррекции дизартрии. На его фоне эффективность работы логопеда по постановке звуков заметно повышается.
Также массаж полезен при коррекции речи в сочетании с имеющимися неврологическими нарушениями. В частности — у детей с диагнозом ДЦП. Массаж снимает спастику лицевых мышц, типичных для этого заболевания.
Кроме того, массаж может быть назначен при:
ринолалии;
заикании — однако не во всех случаях и с осторожностью;
задержке речевого развития и психического;
моторной алалии;
медленной автоматизации звуков при дизартрии.
В связи с положительным воздействием на работу кровеносных сосудов и улучшением кровообращения мозга логопедический массаж также довольно часто назначается и взрослым, имеющим проблемы с восстановлением речи после инсульта.
Что такое дизартрия
Так называют речевое расстройство, возникающее при недостаточной иннервации органов речи. В таком состоянии подвижность речевого аппарата ограничена. Дизартрики говорят невнятно, про таких людей говорят: «каша во рту».
Дизартрия может развиться у детей в результате травм, опухолей, нейроинфекций и других патологий головного мозга и ЦНС. В детском возрасте кроме произносительной стороны также часто страдают и другие составляющие речевой системы. Малыш может иметь нарушения восприятия речи на слух, допускать ошибки при чтении или письме. Во взрослом возрасте дизартрия развивается после инсультов или травм. В этом случае страдает только произношение.
Существует много форм дизартрий. Сегодня в мире большинство специалистов используют классификацию, подразумевающую наличие семь видов этого речевого расстройства:
- Вялой называют дизартрию, возникающую в результате повреждения подъязычного, языкоглоточного и блуждающего нервов. Сбой нервно-мышечной передачи приводит к периферическому параличу артикуляционных мышц. Такой вид может сопровождаться расстройствами глотания и является частью бульбарного синдрома.
- Спастическая дизартрия наблюдается при двухстороннем параличе мускулатуры, развивающемся при двухстороннем поражении передних центральных извилин. Эта форма включена в псевдобульбарный синдром.
- Односторонняя верхнемотонейронная дизартрия наблюдается при одностороннем поражении центральных передних извилин.
- Атактическая дизартрия развивается в том случае, если поражение затронуло мозжечок или его проводящие пути. При таком виде расстройства речь становится скандированной, нарушается модуляция, постоянно меняется громкость.
- Гиперкинетическая дизартрия является разновидностью экстрапирамидной формой расстройства. Причиной ее формирования является нарушение работы подкорковых узлов, а также их нервных связей. Такая дизартрия представляет собой гиперкинез – состояние, когда движения мышц бывают непроизвольными и внезапно возникающими. Может сочетаться с гиперкинезами различной локации.
- Гипокинетическая форма также относится к экстрапирамидной дизартрии, возникающей после поражения подкорковых узлов. Большинство случаев наблюдаются при паркинсонизме. Речь невыразительная и замедленная.
- Смешанной называют дизартрию, которая развивается на фоне многоочагового поражения нервной системы. Часто возникает в результате травм. В этом случае наблюдается сочетание различных механизмов возникновения дизартрии.
Диагностируется дизартрия в пятилетнем возрасте. После логопедического обследования ребенок с симптоматикой дизартрии направляется к невропатологу. Врач, после тщательного обследования, опровергнет или подтвердит диагноз, а также назначит адекватное лечение. Кроме медицинского воздействия дизартрикам необходима психолого-педагогическая и логопедическая помощь.
Дизартрия является расстройством речи, которое сложно поддается коррекции. Прогноз во многом зависит от состояния дизартрика и степени поражения его ЦНС.
Этапы формирования речи
Первый этап – подготовительный (до 1 года).
Первый месяц у ребенка реакция на голос и интонация;
2-3 месяца гуление;
3-6 месяцев лепетная речь.
После 6 мес. Появляются отдельные слоги (по подражанию). Перенимает тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Связывает определенные звукосочетания с предметом. Одновременно реагирует на ситуацию, интонацию, слова и тем самым запоминая слова и реакцию на них.
7-9 мес. Расширяется спектр слов, повторяемых за взрослыми.
10-11 мес. Появляется реакция на слова, независимо от ситуации и интонации говорящего
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь (правильная речь окружающих, спокойная, доброжелательная атмосфера)
К концу 1 года появляются первые слова.
Второй этап (1 -3 года).
Употребляются либо слоги, либо слова простой слоговой структуры. Одним словом может обозначить все: предмет, просьбу, чувство. Речь носит ситуативный характер. В этот период ребенок активно использует жесты, мимику. Они заменяют ему недостаток слов. К концу второго года происходит формирование фразовой речи.
И на протяжении 2-3 года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности (понимает больше, чем может сказать).
Если в это время вы замечаете какие либо отклонения, несоответствия норме, можно говорить о задержке речевого развития.
Третий этап (3-7лет).
На протяжении этого периода все больше развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умением исправлять его в некоторых возможных случаях. Активно продолжает увеличиваться словарный запас. Именно в этот период активно формируется звуковая сторона речи. Полностью звукопроизношение формируется к 6 годам. Если звуки к данному сроку не сформированы или произношение сформировалось неправильно, можно говорить о таких диагнозах как: моторная алалия, дизартрия, нарушение произношения отдельных звуков.
Несколько полезных рекомендаций
При расслабляющем массаже для усиления указанного эффекта можно на лицо пациента за пять минут до процедуры положить теплый компресс, например, полотенце, смоченное в воде 45℃ и тщательно отжатое.
Нужно правильно использовать инструменты и приспособления. Для этого необходима консультация у логопедов там, где делают логопедический массаж. Инструментальный метод часто применяется для массирования языка, дополняя массажные ручные приемы. Но заменять их полностью не стоит, поскольку определить состояние мышечного тонуса может только логопед, опираясь на свои ощущения во время проведения процедуры.
Особенности массажа при алалии и ринолалии
К группе речевых нарушений, называемых алалиями, относят состояния, при которых у ребенка речь возникает с сильной задержкой (не формируется). Стимуляции речевых зон эффективно помогут приемы ЛМ. Для этого массируются лицо и руки пациента для развития мелкой моторики, связанной с речевой функцией и активностью мозга.
Логопедический массаж при алалии начинается проработкой лица с применением классических приемов: лобная часть – глазные впадины – щеки – межбровное пространство. Затем массируются зоны носа, рта и язык. После этого разминаются кисти рук, начиная с тыльной стороны ладони снизу вверх по фалангам с переходом на внутреннюю сторону.
При изменениях тембра голоса с искажением звукопроизношения, вызванное нарушениями резонаторной функции полости носа, также назначаются массажные процедуры. Логопедический массаж при ринолалии направлен на активизацию мягкого неба. Для этого с помощью указательного пальца на границе мягкого и твердого неба выполняют поглаживания и растирания для рефлекторного сокращения мышц неба и глотки. Далее проделывают зигзагообразные и точечные движения по небу справа налево и обратно.
Стоит ли посещать курсы по развитию речи
Существуют курсы развития речи, предназначенных для дикторов. Они включают в себя не только упражнения для правильного произношения, но еще и советы, помогающие справиться с проблемами, возникающими во время публичного выступления. Программы таких курсов состоят из нескольких уроков:
- правила артикуляции;
- изучение основ правильного дыхания;
- развитие диапазона и силы голоса;
- правила построения интонации;
- изучение орфоэпии;
- освоение основ жестикуляции.
Курсы помогают научиться правильной технике произношения и преодолеть страх выступления перед аудиторией. Работа над собой подразумевает длительные занятия, поэтому этим занимаются дикторы.
Дефекты речи возникают из-за неправильного строения речевого аппарата или вследствие неправильного формирования звуков в детском возрасте. Первый тип дефектов исправляется только при помощи логопедов или стоматологов, если речь идет о неправильном строении зубов.
Исправить свою речь можно при помощи нормального расположения органов артикуляции во время разговора. При отсутствии отклонений в развитии организма проявляются дефекты:
- сонорных звуков;
- шипящих;
- свистящих.
Возникновение таких дефектов происходит в результате даже небольшого отклонения органов речи от их естественного расположения. Для правильного произношения нужно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое небо и нижняя челюсть. Добиться этого можно только путем тренировок, ведь работа над исправлением речи подразумевает постоянное совершенствование.
Как часто проводится массаж?
Обычно логопедический массаж обычно проводится курсами, количество и периодичность которых назначается логопедом или наблюдающим врачом. Их длительность подбирается персонально для каждого пациента. Среднее число процедур обычно в районе 10 продолжительностью от 5 до 25 минут. Между курсами делают месячный перерыв. Чаще всего требуется для появления результата нужно 3-4 курса, но иногда хватает и одного
Важно помнить, что результат появится только при регулярности курсов
На длительность процедуры влияет возраст пациента, степень поражения и индивидуальные особенности.
Например, часть логопедов предпочитают предварять сеанс массажем перед всеми своими занятиями.
Логопедический детский массаж в домашних условиях
Если нет возможности постоянно заниматься со специалистом, то технику логомассажа можно освоить в домашних условиях. Для этого необходимо пройти специальные курсы или попросить помощи у опытного логопеда. Профессионалы своего дела обучат минимальному комплексу приемов и упражнений для правильного развития речевого аппарата. Такой опыт в будущем поможет родителям не один раз.
Как проводится массаж в домашних условиях?
После постановки диагноза составляется индивидуальный план занятий с крохой. Взрослые выбирают подходящие упражнения. Так, при гипотонусе лицевых мышц будет применяться совсем другая тактика, чем при неконтролируемом слюноотделении.
Подготавливается помещение для процедуры. Его необходимо убрать и проветрить.
Инструменты для процедуры (зубная щетка, шпатель, ложки) тщательно моются и обрабатываются кипятком.
Если процедура выполняется в ротовой полости, необходимо надеть чистые медицинские перчатки.
Родитель моет руки с мылом и обрабатывает их спиртосодержащим антисептиком.
Ребенок находится в полусидячем положении с мягким валиком под шеей.
Лучшие движения: поглаживание, растирание, легкая вибрация. Необходимо следить за настроением малыша. Массаж не проводится, если кроха не в духе. Время проведения логомассажа регулируется, согласно детскому возрасту. Если у малыша нет признаков аллергии, можно использовать ароматические масла (масло лаванды – успокаивает, масло лимона – тонизирует и запускает мозговую активность)
Для грудничков целесообразнее использовать не масла, а присыпки.
По окончании сеанса важно похвалить кроху, сказать ему приятные слова. Можно поиграть с ним в любимые игры
Такие действия сформируют в детском сознании доброжелательное отношение к занятиям.
Приведем пример простых массажных упражнений, которые способствуют укреплению артикуляционных мышц. И его легко провести с ребенком дома.
Все движения повторяются восемь-десять раз и проводятся «от центра» к периферии. Включают поглаживания, разминания, растирания и пощипывания.
- Легкие поглаживания верхней части плечевого пояса (в направлении снизу вверх).
- Поглаживание подбородка и нижней части лица (в направлении от центра в ушам)
- Массаж губ: поглаживание поочередно верхней и нижней губы в направлении от середины к уголкам. Поглаживание носогубных складок (в направлении от уголков губ к носу). Затем легкое пощипывание губ в направлении от середины к уголкам.
- Массаж лица. Поглаживание от середины к вискам лба, затем от середины к волосам. Поглаживание бровей, щек. Разминание щечной и скуловой мышцы – (круговые движения по спирали от центра к ушам). И завершаем пощипыванием щек.
- Массаж языка. Включает мягкие круговые движения по разминанию языка от кончика к середине (спереди и по боковым краям). Затем делаются потягивания языка (держа за кончик) — вверх, вниз, влево, вправо. И «причесываем» язык зубной щеткой движениями из глубины к низу. Заканчиваем массаж разминанием – сжиманием языка с боков в направлении «от боков к середине».
Детский логопедический массаж дома дает хорошие результаты в сочетании с артикуляционной гимнастикой. А если добавить дыхательную гимнастику, физиотерапию, разучивание специализированных игр и скороговорок и материнскую заботу, наблюдается просто поразительный прогресс в развитии речи. Врачи советуют родителям не отчаиваться, а изучать техники логомассажа. Этот бесценный опыт не раз выручит маму или папу даже во время воспитания здорового малыша.
Что такое логопедические зонды?
Зондовый массаж, как следует из названия, проводится при помощи специальных металлических инструментов. Их не следует путать с зондами по Рау, которые применяется для постановки звуков.
Автор массажного комплекса — Е.В. Новикова, которая получила патент на свою разработку 2000 году.
Набор зондов включает в себя 8 основных и 4 дополнительных зонда с определённым функционалом. Различное виды воздействия зондов на пораженные участки стимулируют чувствительность, улучшают связи между периферическими органами и корой головного мозга.
Инструменты используют для работы с артикуляционными органами, предплечьем. Зоны массажа подбираются индивидуально, в зависимости от того, на что жалуется пациент. С помощью зондов можно расслабить мышцы лица и повысить их тонус, избавиться от спазмов. А воздействие на мышцы ведущей руки развивает моторику, помогает в формировании почерка.
С 2000 года технология не стоит на месте, и некоторые специалисты вносили свои улучшения. Например, известные логопеды Т.А. Воробьева и О.И. Крупенчук разработали свой вариант из 9 инструментов.
Специалисты ВИВО КЛИНИК в своей работе используют массажные логопедические зонды всех авторов, подбирая индивидуальные комплекты инструментов, исходя из целей и задач коррекции.
Методика воздействия
Методика логомассажа разработана недавно. Это серьёзная лечебная процедура, требующая специальной подготовки.
В начале, проверяется степень активности рвотного рефлекса у ребёнка. Затем ротовая полость очищается специальным устройством. Это ещё одна причина, по которой массаж языка ребенку должен выполнять специалист. Однако при небольших отклонениях логопед покажет, как очищать рот и проводить процедуру в домашних условиях.
Первые сеансы длятся 1-2 минуты, чтобы у ребёнка не возникло неприятных ощущений, а мышцы привыкли к нагрузке. Даже если отторжения не происходит, первые процедуры не должны занимать больше 5 минут. Постепенно количество упражнений и продолжительность массажа растут.
Логопед определяет, чем будет проводиться процедура:
- пальцами (при помощи напальчников);
- зубной щёткой;
- чайными ложками.
Иногда логопед рекомендует ежедневный массаж языка. Однако оптимально проводить процедуру через день, чтобы мышцы и языковые рецепторы успевали отдохнуть.
После обследования врач определяет вид массажа, количество сеансов и их продолжительность. От того, повышен или понижен мышечный тонус, зависят набор упражнений и схема движений во время процедуры.
Виды логопедического массажа
Классический массаж воздействует на проблемные зоны теми же приёмами, что и обычный.
Точечный предполагает массирование биологически активных точек, где бы они ни находились. Во время такой процедуры массируются стопы, уши, затылок, кисти рук, спина.
В кабинете логопеда находится оборудование для зондового или аппаратного массажа ротовой полости и мышц тела.
V. Условия проведения сеансов
Повторим, что процедуру лучше проводить в проветренном помещении с нормальной освещенностью. Ребенка лучше умыть и прополоскать ему рот. Во время сеанса нужно следить за эмоциональным состоянием ребенка: если он выражает беспокойство или недовольство – процедуру лучше прекратить.
Помните, что логомассаж предполагает проработку губ, нижней челюсти и языка. Начинать и заканчивать сеанс лучше с поглаживаний.
Врач должен указать оптимальное число повторений каждого движения. Обычно достаточно повторять 4-6 раз. Для начала достаточно провести процедуру длительностью до 5 минут. Далее можно увеличивать продолжительность массажа. Ребенка нужно психологически подготовить к тому, что над его лицом будут совершаться манипуляции в течение 20 минут. Для малышей длительность процедуры нужно ограничить 3 минутами.
Следует регулярно посещать врача, чтобы фиксировать изменения и при необходимости изменить или отменить процедуры.
Помните, что не только логомассаж, но и пение также помогает детям развивать речь. Если вы хотите помочь своему ребенку, запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>
Упражнения для дикции и артикуляции
Так как в четком произношении активно участвует кончик языка, используем упражнения,
развивающие его гибкость:
Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов
«проговаривайте» да-да- да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д».
Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох
носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить
резко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз.
Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губные
мышцы
Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка.
Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться
дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом
Попробуйте прочесть небольшой текст с
нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А
теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.
Зондовый логопедический массаж
Массаж зондами требует наличия профессиональных навыков.
Длительность курса массажа составляет 15-20 дней. Техника проведения зависит от вида зонда.
В настоящее время существует несколько видов инструментов:
- вилочковый;
- зонд-восьмерка;
- зонд-саночки;
- зонд-топорик;
- зонд-крестовина;
- зонд-толкачик.
Вилочковый необходим для обкалывания языка, которое необходимо для ритмичного сокращения мышц органов артикуляции.
Зонд-восьмерка предназначен для осуществления нажатий на язык.
Зонд-саночки подходит для надавливаний на орган речи.
Крестовина обеспечивает сокращение мышц языка за счет нажатий и отталкивания назад.
Воздействие зондом-толкачиком позволяет расслабить мышцы органа артикуляции.
Логопедический массаж-эффективный метод, который помогает справиться с речевыми нарушениями и улучшить эмоциональное состояние человека. Оценить, нужен логомассаж человеку или нет, может только квалифицированный логопед.
Как улучшить дикцию ребенку?
Согласно возрастной норме в 5–6 лет ребенок должен хорошо выговаривать все звуки. Увы, сама по себе артикуляция не становится правильной. Над хорошей дикцией необходимо работать, и чем раньше Вы начнете заниматься со своим малышом, тем лучше. С чего начать?
1. Следите за собой
Ребенок учится говорить, подражая взрослым. Если Вы сами плохо выговариваете звуки, то у малыша, скорее всего, тоже возникнут с ними проблемы. Слушайте себя, старайтесь произносить слова четко и правильно, отрабатывайте проблемные звуки. О том, как это сделать быстро, мы поговорим чуть ниже.
2. Делайте гимнастику
Мышцам, которые участвуют в образовании звуков, тоже необходима тренировка. Обязательно каждый день делайте вместе с ребенком артикуляционную гимнастику. Эти упражнения следует первое время выполнять перед зеркалом, чтобы было легче следить за правильностью техники. Для того чтобы ребенок не заскучал, придайте гимнастике игровую форму.
3. Работайте над дыханием
Научите малыша управлять дыханием. Например, есть хорошее упражнение «Свечка». Попросите ребенка представить, что ему нужно задуть большую-пребольшую свечу. Пусть он положит руки на животик, сделает вдох, на секунду задержит дыхание и подует на пламя. Не получилось? Попробуйте вместе еще раз. А теперь нужно слегка «покачать» пламя в разные стороны. А получится ли задуть несколько свечек? Игра довольно простая, но эффективная, и с ней можно придумать несколько вариантов. Малышу не нравится задувать свечку? Пусть представит себя маленьким дракончиком, которому нужно экономно расходовать пламя.
В открытом доступе выложено немало дыхательных упражнений для дошколят. Не поленитесь их найти и выполнять каждый день.
4. Скороговорки
Это замечательные и веселые упражнения, которые проверены временем и очень нравятся детям. Мы советуем начинать с небольших скороговорок в три-четыре слова, постепенно переходите к более длинным. Сначала научитесь сами правильно их произносить и только потом учите малыша.
В первый раз проговорите слова медленно и четко. Во второй раз чуть быстрее. Постепенно увеличивайте темп, пока ребенок не научится произносить всю фразу отчетливо и быстро. Изучайте скороговорки ненавязчиво – во время прогулки или купания. Можно и в мяч поиграть: кто бросает, тот и говорит. Чтобы ежедневные упражнения не наскучили, учите новые скороговорки. Кстати, потом Вы можете устроить соревнование: кто больше их знает и лучше их произнесет.
5. Обратитесь за помощью к логопеду
Занятия обязательно должны проходить под контролем специалиста, ведь без специальных знаний, по одним только книжкам, невозможно поставить звуки ребенку правильно. Наоборот, можно добиться совершенно противоположного эффекта, исправлять такие ошибки всегда сложнее. Логопед поставит малышу проблемные звуки, установит причины затруднений и объяснит, как заниматься дальше дома.
О показаниях и противопоказаниях к массажу
Массаж показан малышам до года при имеющихся врожденных, приобретенных патологиях:
- задержка речевого развития;
- дефекты голоса, речи;
- афазия;
- алалия;
- дислалия;
- гипертонус, перенапряжение лицевых мышц, искажающих произношение;
- частичная афония;
- ограничение подвижности языка, неба, губ;
- ДЦП;
- неконтролируемое слюноотделение;
- аномалия развития артикуляционных мышц;
- разные виды заикания.
Логомассаж не проводится при:
- болезнях кожи;
- инфекциях полости рта, слизистой оболочки глаз;
- увеличении лимфоузлов;
- герпетической инфекции;
- обострении соматических заболеваний;
- ссадинах, порезах, синяках на лице;
- тромбозах;
- онкологии;
- грибковых поражениях кожи.
Логомассаж незаменим детям с недоразвитой речью и страдающим ДЦП. Ведь видоизменяет состояние участков тела, на которые подается механическое воздействие и устраняет разные нарушения артикуляции. Однако, самостоятельное проведение недопустимо. Только специалист после полноценного обследования оценивает работу мышц речевого аппарата, устанавливает степень правильности функций артикуляции, выдает заключение и назначает массаж при целесообразности.
Родителям для проведения в домашних условиях важно уточнять у участкового невропатолога: имеются ли противопоказания